Словарь лаборатории Арт и Наука

Наш словарь - это глоссарий новых медиа, цифровой культуры и современного искусства. Здесь собраны понятия, которые помогают понять, как пересекаются искусство, наука и технологии.
В словаре можно найти определения терминов, связанных с медиаискусством, технологическим творчеством, экологическим мышлением и исследовательскими практиками.
Мы регулярно обновляем словарь, чтобы он отражал язык актуального искусства и научно-технологических процессов.
Изучайте термины, исследуйте понятия и открывайте связи между искусством, наукой и новыми медиумами.

Аборигенные виды

Местные/аборигенные виды (резиденты) - это виды, которые естественно обитают в данном регионе и являются его "коренными" жителями (в отличие от занесённых человеком).

Аллюзия

намек или отсылка к известному факту, событию, литературному произведению, исторической личности или произведению искусства, который делается без прямого упоминания, но предполагает, что аудитория поймет скрытый смысл. С помощью аллюзий авторы наполняют свои произведения новыми смыслами, переосмысляют мифологию, историю, литературу и философию или вступают в полемику с прошлым.

АНО / НКО

Автономная некоммерческая организация (АНО) и некоммерческая организация (НКО) — формы некоммерческих организаций, которые создаются для достижения социальных, культурных, благотворительных, образовательных и пр. целей не связанных с коммерческой деятельностью.

Апроприация

заимствование элементов одной культуры представителями другой без учёта их оригинального значения и контекста. Термин возник в 1980-х гг, отражает критику западного влияния и поднимает вопросы о творческой свободе и праве на использование культурных символов. Апроприация отличается от аккультации и ассимиляции своей колониальной природой.

Апсайклинг

творческий процесс, при котором старые или ненужные вещи получают новую ценность без разрушения исходного материала. Художник или дизайнер работает с тем, что уже существует, и превращает утиль в объект искусства, моды или дизайна. Это не просто переработка, это акт уважения к ресурсу, способ вернуть материю в круг жизни, не превращая её в отход.

Артист стейтмент Artist Statement

краткое письменное заявление художника, объясняющее основные идеи, концепции и мотивы, стоящие за его творчеством. Это своего рода "визитная карточка", которая помогает зрителю, куратору или коллекционеру глубже понять замысел работ и художественную практику. В нем художник может раскрыть свои методы, источники вдохновения, материалы, а также то, что он хочет донести до аудитории, создавая мост между своими миром и посылом и восприятием публики.

Артист стейтмент Artist Statement

краткое письменное заявление художника, объясняющее основные идеи, концепции и мотивы, стоящие за его творчеством. Это своего рода "визитная карточка", которая помогает зрителю, куратору или коллекционеру глубже понять замысел работ и художественную практику. В нем художник может раскрыть свои методы, источники вдохновения, материалы, а также то, что он хочет донести до аудитории, создавая мост между своими миром и посылом и восприятием публики.

Атараксия

философский термин, обозначающий состояние душевного спокойствия, невозмутимости, отсутствия тревог и страстей. Тот самый идеал, к которому стремились древнегреческие философы, особенно стоики, эпикурейцы и скептики. Пример: человек, который сохраняет внутреннее равновесие независимо от внешних обстоятельств, может быть описан как достигший атараксии, как бы это не звучало=)

Аттрибуция

процесс определения авторства произведения искусства, то есть установление, кто именно создал данную работу. Это может быть связано с историческими документами, стилистическим анализом и сравнением с известными работами художника.

Аудио-арт

форма современного искусства, в которой звук является основным средством выражения. В отличие от традиционной музыки, аудио-арт часто исследует звуковые явления вне рамок музыкальных жанров, сосредотачиваясь на акустических свойствах звука, его влиянии на восприятие и взаимодействии с пространством.

Аудио реактивная графика

это тип визуализации, где графические элементы меняются в реальном времени в ответ на звуковые сигналы. Это создает динамичные и синхронизированные с музыкой визуальные эффекты.

Аудиовизуальное представление
AV performance

форма искусства, где сочетаются звуковые и визуальные элементы, часто в живом исполнении. Это может включать в себя аудио-реактивную графику, но также охватывает более широкий спектр техник и технологий.

Аутентификация

процесс подтверждения подлинности произведения искусства.
кто и для чего делает
Кто делает?
  • Искусствоведы и эксперты
  • Фондации и архивы художников
  • Лаборатории (через технический анализ)
Зачем/когда нужна?
  • Чтобы доказать, что работа действительно принадлежит заявленному автору
  • Для продажи, страхования, участия в выставках
  • Предотвращает покупку подделок

Баффить

закрашивать или убирать граффити. Обычно этим занимаются коммунальные службы, хозяева зданий или "чистильщики", чтобы замазать рисунок, тег или мурал. Пример: “Вчера мой кусок забаффили серым”. Само слово пошло от английского buff - чистить, полировать. В стрит-арт среде “бафф” почти всегда - негатив.

Био-арт

направление в современном искусстве, где художники используют живые организмы (бактерии, клетки, растения, животных) как материал для творчества.
Целью является вызов размышлений о границах между искусством, наукой и этикой.
Пример: художник выращивает узоры из бактерий на питательной среде или изменяет ДНК растений для создания визуальных образов.

Биомасса

совокупная масса всех живых организмов (растений, животных, микроорганизмов) в экосистеме или на определённой территории.
Биомасса в городе включает растения в парках и скверах, деревья вдоль улиц, сорные травы, насекомых, птиц и других живых существ, обитающих в данной среде. Измерение городской биомассы помогает оценивать углеродный баланс, влияние озеленения и экологическое состояние города.
Целями использования биомассы художниками могут быть
подчеркивание связи человека и природы, экологическое просвещение, призыв к устойчивому развитию и переосмыслению потребления.

Примеры использования биомассы в искусстве:
  • Эко-арт и ленд-арт — создание скульптур и инсталляций из природных материалов (ветки, листья, трава).
  • Биодизайн — использование биомассы для создания экологичных материалов и текстур в предметном дизайне и моде.
  • Перформансы и инсталляции — работа с живыми или разлагающимися органическими материалами для передачи экологических идей.
  • Росписи и узоры — использование природных пигментов, полученных из биомассы (растительные краски, минералы).

Биоморфы

жизнеподобные формы, порожденные не биологией, а абстрактными правилами. Это форма, объект или существо, основанное на органических, живых формах, но не обязательно существующее в природе. Термин происходит от греческих слов bios («жизнь») и morphē («форма»). Биоморфы могут быть как художественными абстракциями, напоминающими живые организмы, так и фантастическими существами, созданными на стыке биологии и технологии.
Биоморф как медиум
В искусстве биоморфизм выражается в текучих, органических, часто сюрреалистичных формах, или, например, в виде существ, синтетических организмов или биомеханизмов, сочетающих живую ткань и технологию.

Биоморф как медиум
Вместо привычных символов художник работает с формами, вызывающими ощущения тела: изгибы, пульсации, внутренние структуры. Это язык, понятный без слов на уровне инстинкта, сна, страха, желания. С биоморфами автор не описывает реальность, а конструирует свою, по законам тела, сна и ужаса. Биоморфы позволяют:
  • выражать эмоции, которые нельзя рационализировать: тревогу, влечение, отвращение;
  • создавать пространства вне времени и природы - органичные, но невозможные;
  • говорить о телесности, не сводя её к анатомии.
Художник как проводник, а биоморф - форма, которую выбирает подсознание автора.

Например: самый известный гигеровский биоморф - Чужой (Xenomorph) из одноимённого фильма Ридли Скотта (1979). Он создал существо, у которого:
  • глаз нет, но есть чувствительность;
  • тело покрыто хитиновой, но “живой” бронёй;
  • форма одновременно человекоподобна и глубоко чужда;
  • нет речи, но есть абсолютный ужас.
  • Этот образ стал классикой биоморфного ужаса: рожденный не из биологии или механики, а из подсознания. Гигер говорил, что его биоморфы - воплощения страхов, часто навязчивых, которые он не мог выразить словами. Его искусство - психоанализ через форму. Каждый его биоморф это тень человека, вытянутая через металл, плоть и бессознательное.

Биогеоценоз

это природный комплекс, состоящий из взаимосвязанных живых организмов и однородной по физико-химическим условиям среды, объединённых круговоротом веществ и потоком энергии на определённой территории.
Примеры биогеоценозов в городе
  • парк или пруд - комплекс растений, животных, насекомых и микроорганизмов, взаимодействующих на одной территории.
  • вертикальное озеленение - искусственно созданный биогеоценоз с растениями и насекомыми.
  • урбанизированные пустыри - места с разнообразием сорных растений, мелких животных и насекомых, формирующие уникальные городские сообщества.

Биоиндикатор

один или группа организмов, чувствительных к изменениям в окружающей среде, которых используют для мониторинга и оценки ее состояния. Они помогают выявлять загрязнения, влияние токсичных веществ и другие нарушения, позволяя получать комплексную и оперативную информацию без дорогостоящих химических анализов.
Примеры биоиндикаторов в городе
  • Лишайники и мхи - индикаторы качества воздуха.
  • Птицы (воробьи, скворцы) - реагируют на изменения среды.
  • Почвенные насекомые (муравьи, жуки) - отражают состояние почвы.
  • Водные насекомые (ручейники, дафнии) - показывают чистоту воды в реках и прудах.

Бомбить

в словаре стрит-арта - оставлять флопы (см.ниже), иногда более сложные рисунки, на вагонах или реже на стенах

Гезамткунстверк

это творческая концепция единения искусств, в основу которой положена идея взаимодействия элементов различных видов искусства в рамках одного произведения. Термин появился в немецкой философии эпохи романтизма и в 1849 году был употреблён композитором Рихардом Вагнер для описания специфики музыкального театра.

Гипераккумуляторы

Растения, способные накопливать в себе высокие концентрации тяжёлых металлов или других загрязнителей без вреда для своего роста.
Используются в экологии и сельском хозяйстве для очистки почв и мониторинга загрязнения.

Гипер-объект

философское понятие, предложенное Тимоти Мортоном, обозначающее объекты, которые настолько массивны в пространстве и времени, что превосходят человеческое понимание и чувственное восприятие. Они распределены во времени и пространстве настолько обширно, что люди воспринимают их локальные проявления или "срезы". Мортон считает, их непостижимость бросает вызов известным способам мышления и требует новых подходов к осмыслению.

Глитч

использование цифровых или аналоговых ошибок и помех в любых визуальных медиа, таких как живопись, видео-арт, цифровая графика, фотография и даже аудиовизуальные инсталляции, для создания эстетического эффекта. Проявляется в различных формах, как искажение изображения, звука или текста, для создания ощущения неожиданности или красоты в несовершенстве. Часто используется, чтобы подчеркнуть технологическую природу искусства.

Грант на художественный проект

это финансовая поддержка для реализации творческих идей, включая выставки и создание новых произведений искусства.

Граффити

(от итальянского graffito - царапина, надпись) - надписи или изображения, выполненные на стенах, заборах, транспортных средствах и других поверхностях. Термин изначально применялся к древним надписям, процарапанным или написанным на стенах (например, в Помпеях). В XX веке слово закрепилось за уличными рисунками и тегами (см. ниже на Т), появившимися в городах как форма самовыражения, протеста или украшения среды. Сегодня граффити и стрит-арт рассматриваются и как культурное явление, и как продолжение тысячелетней традиции "оставлять след" на стенах.

Джентрификация

процесс обновления и улучшения старых, часто депрессивных городских районов, который сопровождается притоком более состоятельных жителей и бизнеса. В результате меняется не только внешний облик района, но и его социальная и культурная среда. Джентрификация вызывает много споров из-за своего влияния на социальное равенство и сохранение идентичности городских сообществ.

Деградированные земли

земли, утратившие свои природные функции и плодородие из-за чрезмерной эксплуатации, загрязнения или эрозии. Примеры: вырубленные леса, постиндустриальные территории, сильно загрязнённые почвы.

Дединсайд

(dead inside) - состояние эмоционального опустошения, апатии, утраты интереса к жизни и окружающему миру. Изначально так называли представителей субкультуры, связанной с игрой Dota 2 и аниме «Токийский гуль». Но постепенно название стало употребляться иронично: так называют тех, кто оторван от жизни, не обращает внимания на окружающих и ведёт себя странно в повседневных ситуациях.

ЖКХ-арт

художественные практики, использующие элементы городской инфраструктуры и коммунального хозяйства в качестве материала или контекста для создания произведений искусства. Эти работы часто затрагивают темы городской среды и взаимодействия человека с повседневным пространством. Художники могут преобразовывать обыденные объекты ЖКХ, такие как трубы, стены домов или детские площадки, в арт-объекты.

Зеро вейст

образ жизни и философия, направленные на минимизацию отходов, отправляемых на свалки и мусоросжигательные заводы. Основная цель - максимально сократить потребление ресурсов, повторно использовать существующие вещи и перерабатывать то, что невозможно избежать. В идеале, концепция стремится к тому, чтобы все материалы возвращались в природу или промышленность без вреда для окружающей среды и человека.

Зеленые или эко-привычки

это повседневные действия, направленные на заботу об окружающей среде. Это может быть сортировка отходов, экономия воды и энергии, использование многоразовых вещей и осознанное потребление. Маленькие шаги каждого человека складываются в большой вклад в сохранение природы. Экологичный образ жизни часто становится шагом к личному well-being: он про гармонию, ясность и уважение к себе, другим и миру вокруг.
Принципы внедрения
Основные принципы зеленых привычек:
  • Осознанность - понимать, как твои действия влияют на природу.
  • Снижение потребления - покупать только нужное, избегать лишнего.
  • Повторное использование - отдавать предпочтение многоразовому.
  • Переработка - сортировать отходы и сдавать их на переработку.
  • Ответственный выбор - поддерживать эко-бренды и местных производителей.

Как внедрить эко-привычки в жизнь? Начать легко с малого: заменив пакет на многоразовую сумку, нося с собой бутылку для воды, выключая свет и технику, когда не пользуешься. Постепенно эти действия превращаются в автоматические и не требуют усилий. Эко-привычки - не только про заботу о планете, но и про заботу о себе. Осознанное потребление помогает избавиться от лишнего, снизить уровень стресса и инфошума. Начинаешь внимательнее относиться к тому, что ешь, чем пользуешься, в каком ритме живёшь. Это путь к более сбалансированной жизни - без перегрузок, токсичных привычек и лишнего мусора.

Индексы

это показатели, отражающие динамику цен на искусство. Их можно сравнить с фондовыми индексами, но в арт-контексте.
кто и зачем назначает
Кто назначает?
  • Независимые аналитические агентства (например, Artprice, Artnet)
  • Аукционные дома (Sotheby’s, Christie’s)
  • Редко — галереи или коллекционеры (внутренние оценки)
Зачем нужны?
  • Помогают анализировать рынок
  • Ориентируют инвесторов
  • Показывают тенденции по авторам, жанрам, периодам

Зеро вейст

образ жизни и философия, направленные на минимизацию отходов, отправляемых на свалки и мусоросжигательные заводы. Основная цель - максимально сократить потребление ресурсов, повторно использовать существующие вещи и перерабатывать то, что невозможно избежать. В идеале, концепция стремится к тому, чтобы все материалы возвращались в природу или промышленность без вреда для окружающей среды и человека.

Инвазивные виды

это виды, которые были случайно или намеренно введены в новый регион, где ранее не обитали, и начали активно распространяться, нанося вред местным экосистемам, видам или хозяйству человека.

Интертекст (или интертекстуальность)

это свойство текста, заключающееся во взаимодействии с другими текстами. Проще говоря, это когда один текст содержит отсылки, цитаты, аллюзии или другие элементы из других произведений, и эти "включения" обогащают его смысл, создавая своеобразный диалог между ними.
Интертекстуальность подобна ткани, сотканной из разных нитей: каждая нить - это отдельный текст или культурный феномен, а сплетенная ткань - это новое произведение, которое приобретает новые значения благодаря этим "включениям". Это могут быть явные цитаты, узнаваемые образы, сюжетные ходы или даже просто стилистические отсылки.

Киберпанк

жанр, сочетающий высокие технологии с мрачной антиутопической атмосферой.
Он часто изображает:
  • упадок общества на фоне технологического прогресса,
  • борьбу одиночек против могущественных корпораций,
  • размытие границ между человеком и машиной.

Концептуализм

направление в искусстве, где главное идея, а не форма. Произведение может быть простым или даже совсем “непонятным” - важно, что стоит за ним. Автор не просто делает, например, картину или скульптуру, но он выражает концепт, мысль, сообщение, а сам объект может быть незначителен.
как, что, когда
Зачем это нужно? - Концептуализм бросает вызов:
  • что считать искусством?
  • кто решает, что красиво?
  • можно ли мысль показать без формы?
  • Принцип: идея важнее объекта.

Появился:
  • в конце 1960-х
  • США и Европа
  • в ответ на коммерциализацию искусства и традиционные формы
  • Известные художники:
  • Марсель Дюшан (предтеча) редимейды
  • Йозеф Кошут “Один и три стула”: стул, фото стула и словарь
  • у Сола ЛеВитта описания работ важнее самих объектов

Примеры концептуализма:
  • инструкция вместо картины
  • пустое пространство как высказывание
  • зритель как часть произведения

Космос

(др.греч. - упорядоченность) — это всё пространство Вселенной, включающее в себя галактики, звёзды, планеты и другие небесные тела. Это безграничное пространство, которое содержит как известные, так и неизвестные нам явления и объекты. Космос представляет собой объект изучения астрономии и космологии, стремящихся понять его структуру, происхождение и эволюцию.

Культурная экспансия

комплексный, системный и многогранный процесс, детерминированный, во-первых, расширением области влияния доминирующей культуры за её исторически сложившиеся первоначальные пределы; во-вторых, последовательной расширяющейся практикой использования на новых, ранее не задействованных, территориях символических объектов, смыслов, средств их выражения.

Кусок

сложное, проработанное граффити, обычно цветное, с фоном, объемом, тенями и эффектами. В отличие от тега или простого скетча, кусок требует времени, подготовки и скилла. Это уже полноценная работа, а не просто отметка. Пример: “Сегодня ночью залили огромный кусок на стене у гаражей”. Слово происходит от англ. piece - сокращение от masterpiece (шедевр).

Ленд-арт

(искусство земли, — это направление в искусстве, в котором природный ландшафт становится основным материалом и пространством для творчества художника. Произведения ленд-арта часто масштабны, создаются непосредственно в природе и могут включать в себя земляные работы, камни, воду и другие природные элементы. Эти работы исследуют взаимосвязь человека и природы, а также процессы её изменения.

Личный бренд

образ, который формируется в общественном представлении о конкретном человеке, основанный на его знаниях, навыках, ценностях и уникальных качествах. Нужен, чтобы выделиться среди конкурентов и привлечь внимание целевой аудитории.
Формирование личного бренда — процесс стратегический, требующий времени, усилий и последовательности, является важным инструментом самопродюсирования.

Меценат

человек, оказывающий финансовую или иную поддержку художникам, творческим проектам или культурным инициативам. Меценатство может быть направлено на сохранение культурного наследия, поддержку современного искусства, организацию выставок, фестивалей и других мероприятий, способствующих развитию искусства.

Микро мэппинг

техника проекционного мэппинга (см ниже), но в миниатюрном масштабе. Она позволяет создавать визуальные эффекты на небольших объектах или поверхностях, открывая возможности для художественных инсталляций и детализированных визуализаций. Так же микромеппинг позволяет производить проекции на живые объекты маленького размера, такие как насекомые или растения, для создания художественного эффекта.

Минимализм

художественный стиль, основанный на использовании простых элементов и лаконичных форм. Слово происходит от латинского minimus, что переводится как «наименьший» или «малейший». В искусстве минимализм сформировался в 1960-х годах в США. Минималистические произведения не имитируют аспекты реального мира и не отражают переживания художника, а создают собственную реальность, стремятся к безличности и нейтральности.

Мурал

это крупномасштабное произведение монументальной живописи, нанесённое непосредственно на стену здания или другую стационарную поверхность. Муралы часто имеют социальное, культурное или политическое значение и могут значительно преображать городское пространство, делая искусство доступным для широкой публики. Они могут быть выполнены в различных техниках и стилях, от реализма до абстракции.

Мэппинг

(от англ. mapping) — это процесс сопоставления одного пространства с другим. В более общем смысле, это накладывание одной структуры или системы координат на другую, чтобы установить между ними соответствие. В арт-контексте это процесс сопоставления или проекции художественного образа на какую-то реальную форму, поверхность или идею. Это может быть как буквальный видеомэппинг (когда проекция "ложится" на фасад здания), так и более метафорический процесс — например, когда художник переносит внутренние ощущения на холст, используя язык цвета, формы, композиции.
почему для мэппинга нужна реальность
Потому что искусство всегда взаимодействует с чем-то "вне" себя:
  • художник мэппит свои эмоции на визуальные образы;
  • инсталляция мэппит свет и звук на архитектурное пространство;
  • арт-объект мэппит культурный контекст на зрительское восприятие.
Без реальности физической, чувственной, социальной — нечего было бы отображать и некуда было бы это проецировать.

Примеры:
  • В видеомэппинге (projection mapping) нужно здание, поверхность, объект, чтобы наложить на него изображение.
  • В перформансе - тело исполнителя становится реальной "поверхностью" для мэппинга идей.
  • В живописи - художник мэппит свой внутренний мир или восприятие реального мира на холст.
  • В диджитал-арте - алгоритмы мэппят данные из окружающей среды в визуальные формы.

Наскальная живопись

изображения, выполненные на поверхности скал или стен пещер с помощью природных пигментов (уголь, охра, минералы). Возникла десятки тысяч лет назад (самые ранние примеры - около 30–40 тыс. лет до н. э.). Чаще всего это сцены охоты, изображения животных, отпечатки ладоней. Учёные считают её не только способом самовыражения, но и первыми формами магического или ритуального действий.

Нейровизуализация

это совокупность технологий, позволяющих “заглянуть” в мозг и увидеть, как он реагирует на формы, цвета, звуки и образы. Методы - от фМРТ (функциональной магнитно-резонансной томографии) до ЭЭГ (электроэнцефалографии) - помогают исследовать, как рождается эстетическое восприятие и почему искусство нас трогает.

Нейроэстетика

междисциплинарная область научных исследований, находящаяся на стыке нейронауки, психологии и эстетики, изучающая нейронные механизмы восприятия, создания и оценки искусства и красоты. Основная цель нейроэстетики понять, какие процессы происходят в мозге, когда человек воспринимает художественные образы, музыку, архитектуру, природные формы или эстетические явления, и какие зоны мозга отвечают за ощущение красоты, удовольствия и эмоционального отклика.
еще
Термин нейроэстетика (neuroaesthetics) был предложен в 1990-х годах британским нейробиологом Семиром Зеки, который считал, что искусство можно рассматривать как способ познания работы мозга.
Сегодня нейроэстетика исследует:
  • как мозг реагирует на визуальную гармонию и композицию,
  • каким образом эмоции и эстетическое удовольствие связаны с активацией определённых нейронных сетей,
  • и как творческий процесс отражает когнитивные функции.

Нравственность

система норм, правил и ценностей, принятых в обществе, которые регулируют поведение людей и определяют, что считается добром и злом, правильным и неправильным. Нравственность общест-венный феномен, сформированный под влиянием культуры, истории, религии и традиций. В отличие от индивидуальной совести, представляет собой внешний свод правил, который может быть интериоризирован индивидом и быть частью его личных убеждений.

Онтогенез

процесс развития организма от момента зарождения до конца жизни, комплекс его последовательных морфологических, физиологических и биохимических изменений. Использование концепции онтогенеза позволяет художникам создавать произведения, которые не только статичны, но и динамично развиваются во времени. Может применяться к развитию стиля художника, или к развитию конкретного произведения искусства.

Ойкумена

(др.греч. - заселенная земля) термин, обозначающий населённую человеком часть Земли. В древности этим словом обозначали известный людям мир, их обитаемую территорию. Со временем понятие расширилось, и теперь оно включает в себя всю территорию, освоенную человечеством.

Паблик-арт

это искусство, созданное специально для общественных мест, таких как улицы, парки и площади. Оно стремится взаимодействовать с широкой публикой, часто вызывая размышления или диалог о месте, в котором оно находится. Паблик-арт может принимать различные формы, от скульптур и инсталляций до муралов и перформансов, и часто финансируется государственными или частными организациями с целью обогащения городской среды.

Позиционирование

стратегический процесс формирования и закрепления уникального места креатора, его произведений и проектов в сознании зрителя, среди коллег и на арт-рынке. Это означает не просто показать работу, а чётко определить, чем именно художник или его творчество отличаются от других, создавая запоминающийся и цельный образ. Эффективное позиционирование помогает не только привлечь нужную целевую аудиторию, но и сформировать определённое восприятие - будь то образ новатора, продолжателя классических традиций, или художника, глубоко исследующего социальные вопросы. В итоге, правильное позиционирование позволяет выделить свой голос в многоголосье совриска и построить устойчивую репутацию.

Прекариат

группа людей, характеризующаяся отсутствием полной трудовой занятости и низким уровнем социального и культурного капитала. Данный класс был выявлен в результате исследования в Британии в 2012 году. В современной экономической литературе прекариат обозначает ту часть пролетариата, которая не обладает полной трудовой занятостью. Численность этого класса увеличивается в XXI веке.

Пресуппозиция

скрытое или подразумеваемое предположение, которое должно быть истинным, чтобы высказывание имело смысл или было уместным. Пример: фраза “Таня обосновалась в Салехарде” содержит пресуппозицию, что раньше Таня жила в другом городе. Это понятие используется в лингвистике, логике, философии и психологии для анализа смысла и контекста.

Провенанс

(от фр. provenir – происходить) - полная история владения произведением искусства, от его создания до настоящего времени. Это документально подтвержденная цепочка собственников и выставок.
для чего нужен
  • Провенанс является одним из ключевых доказательств подлинности произведения искусства.
  • Чем более полный и безупречный провенанс, тем выше доверие к работе и ее стоимость.
  • Он помогает выявить подделки и работы с неясным происхождением.
  • Подтверждает законность владения и предотвращает торговлю украденными или незаконно вывезенными произведениями.

Райтер (стрит-арт)

сленговое обозначение художника представителя субкультуры граффити. Он создаёт разные формы шрифтовых композиций, то есть “пишет” свой никнейм или название команды, в которой состоит, на различных поверхностях в городской среде.

Ресайклинг

практика использования выброшенных или ненужных материалов для создания новых произведений. В современном искусстве ресайклинг стал важным направлением, отражающим заботу об окружающей среде, критику общества потребления и поиск новых эстетических форм через нестандартные материалы. Художники, работающие в этом направлении, часто создают скульптуры, инсталляции, коллажи и другие виды искусства, давая вторую жизнь использованным вещам.

Ресайкл-дизайн

направление в дизайне, основанное на использовании переработанных материалов: пластика, стекла, металла, бумаги, текстиля. Главная идея - соединить эстетику, технологию и экологию, создавая предметы, которые продлевают жизнь ресурсу. Ресайкл-дизайн не только про форму, но и про сознательный выбор - жить в мире, где красота может быть устойчивой.

Ретикулярная формация

(лат. reticulum - сеточка, formatio - образование) - это сетевидное образование, совокупность нервных структур, расположенных в центральных отделах стволовой части мозга (продолговатом и среднем мозге, зрительных буграх). Нейроны, составляющие данное образование, разнообразны по величине, строению и длине аксонов; их волокна густо переплетаются.
подробнее
Термин “Ретикулярная формация”, введённый немецким учёным О.Дейтерсом, отражает лишь морфологические её особенности, а морфологически и функционально связана со спинным мозгом, мозжечком, лимбической системой и корой больших полушарий головного мозга.

  • Ретикулярная формация простирается вдоль всего ствола мозга — от продолговатого мозга через мост до среднего мозга.
Проще говоря, ретикулярная формация - как центральный "будильник" и "фильтр" мозга. У неё две основные задачи:

1. Будить и поддерживать бодрость: Она получает информацию от всех органов чувств и отправляет возбуждающие сигналы в кору головного мозга, отвечающую за сознание. Чем активнее ретикулярная формация, тем больше бодрости и внимательности.
2. Фильтровать входящую информацию: Она решает, какая информация от органов чувств важна и требует внимания, а какая - нет. Например, мы можем спокойно спать, не просыпаясь от тиканья часов, но мгновенно проснемся от громкого крика. Это работа ретикулярной формации. Она помогает мозгу не перегружаться избыточной информацией и фокусироваться на главном.

Самопродюсирование

процесс самостоятельного управления своей карьерой и профессиональным развитием, включая создание и продвижение собственного продукта, предполагает активное использование своих талантов, навыков и ресурсов для достижения поставленных целей.
Самопродюсирование позволяет творцу контролировать свою деятельность, формировать собственный стиль и устанавливать свои правила.

Свага

выражение, использующееся для описания уверенного и стильного поведения человека, которое привлекает внимание и восхищение окружающих.

Сграффито

(от итальянского sgraffiare - царапать, выскребать) - это техника настенной или керамической росписи, при которой изображение создаётся не краской, а снятием верхнего слоя штукатурки или покрытия, чтобы проявить нижний слой другого цвета.
подробнее
Как это работает:
На стену наносят несколько слоёв разноцветной штукатурки или краски. Пока верхний слой ещё не застыл, художник процарапывает рисунок, открывая нижние цвета. Получается эффект графического контраста - линии, орнаменты, фигуры, словно вырезанные в стене.

История сграффито:
  • Техника появилась в эпоху Ренессанса и активно использовалась в архитектуре Италии, Чехии, Польши и Германии.
  • Сграффито украшали фасады зданий, дворцы и церкви. Особенно популярны были геометрические узоры, мифологические сцены и фигуры святых.
  • В XX веке художники вновь обратились к сграффито как к форме монументального искусства, совмещающего живопись и архитектуру.

Современное сграффито:
Сегодня сграффито можно встретить не только в реставрации исторических фасадов, но и в стрит-арте как технику, объединяющую древнюю материальность стены и современное художественное высказывание.

Сграффито - это искусство “обнажать” смысл.
Художник буквально снимает поверхность, чтобы показать глубину и в материале, и в идее.

Скуби кожа

SCOBY (от Symbiotic Culture Of Bacteria and Yeast) - это симбиотическая колония бактерий и дрожжей, та самая плёнка, которая образуется при ферментации чайного гриба (комбучи).
Из этой целлюлозной биоплёнки художники создают альтернативу коже - прочный, гибкий, биоразлагаемый материал.
подробнее
После сушки и обработки SCOBY-кожа напоминает по структуре кожу или тонкий пергамент, но в отличие от синтетических аналогов полностью экологична:
  • выращивается без вреда для животных и окружающей среды;
  • компостируется после использования;
  • может быть окрашена природными пигментами.
В искусстве SCOBY-кожа становится символом телесности, хрупкости и трансформации. Такой подход превращает органический материал в метафору связи человека, природы и технологий.

Социокультурные проекты

инициативы, направленные на решение социальных проблем и развитие культурной среды. Они используют культурные ресурсы и практики для достижения социальных целей, таких как образование, интеграция, сохранение наследия или развитие сообщества. Такие проекты часто включают в себя участие местных сообществ, стремясь к созданию устойчивых изменений и укреплению социального капитала.

Стрит-арт

это визуальное искусство, созданное в общественных местах, часто несанкционированно. Оно охватывает широкий спектр техник и стилей, включая граффити, трафареты, стикеры и инсталляции, и часто используется для выражения социальных или политических комментариев. В отличие от паблик-арта, стрит-арт часто носит более временный и неформальный характер, отражая динамику и разнообразие городской культуры.

Суггестивность

способность воздействовать на мысли, чувства или поведение человека, часто минуя критическое осмысление, вызывая у него определенные состояния, идеи или побуждения. Художественный образ называется суггестивным, если он заставляет интенсивно работать воображение читателя, вызывает яркие эмоциональные переживания, раскрывает новое миропонимание или обновляет старое. Впервые термин возник в английской эстетике и применялся к поэтическим произведениям.

Сценография

(от греч. skēnē - сцена и graphō - пишу, изображаю) - это художественное оформление сценического действия. Она включает декорации, костюмы, свет, использование пространства и даже движение актёров в нём.
подробнее
  • переводит концепцию произведения в визуальный образ.
  • создает атмосферу, ассоциации, эмоциональный фон.
  • объединяет форму и содержание, так, чтобы сама среда говорила о том же, о чём сюжет.
Таким образом, сценография - это искусство мысли в пространстве. Она делает идею видимой и осязаемой.

Истоки сценографии
  • В античном театре сценография была прежде всего архитектурной - задник сцены украшали колоннами, живописными полотнами, символическими элементами.
  • В эпоху Ренессанса развивается перспектива, и сценография превращается в целый “иллюзорный мир”, создающий эффект глубины и фантазии.
  • В XIX веке появляются сложные механические декорации, а сценография становится самостоятельным искусством.
XX век и постмодерн
Современная сценография - это не просто оформление. Это язык, наравне с текстом и актёрской игрой.
  • В авангарде и постмодерне декорации перестают иллюстрировать сюжет и начинают выражать идеи и смыслы.
  • Пространство сцены превращается в метафору: пустая сцена может говорить громче любой декорации, а свет - стать главным героем.

Сюжетная арка

(story arc) последовательность взаимосвязанных событий, которые вместе образуют завершённую историю или её часть. В отличие от просто сюжета, арка подчёркивает динамику — движение от исходной точки к кульминации и развязке.
пример
В сериале, книге или фильме:
  • герой начинает как обычный человек →
  • сталкивается с конфликтом →
  • проходит испытания →
  • меняется →
  • приходит к новой точке (понимание, победа, поражение и т.д.).
Это и есть его сюжетная арка - от старого состояния к новому.

Виды арок:

  • Главная арка - вся история целиком.
  • Арки персонажей - личные линии героев.
  • Малые арки - отдельные эпизоды или главы, внутри большой истории.

Тег / Тегать

оставлять свой тег, то есть уникальную подпись, граффити-ник или символ, которым райтер помечает территорию, поезд, стену и т.д. Пример: “Он весь район затегал за ночь”. Тег - это основа граффити-культуры: простой, быстрый знак типа “я тут был”

Телесность

философское и культурологическое понятие, обозначающее осознание и переживание собственного тела как субъекта и объекта восприятия. Она включает в себя не только физические аспекты, но и эмоциональные, психологические и социальные измерения. Телесность исследует, как тело взаимодействует с миром, как оно формирует идентичность и как оно выражает себя через движение, язык и искусство. В искусстве, телесность раскрывается в перформансах, танцах, скульптурах, и в любом другом виде искусства, где человеческое тело является объектом изображения. В современном искусстве, телесность часто используется для исследования социальных и политических вопросов, таких как гендер, раса и идентичность.

Темная философия

направление, исследующее мрачные аспекты человеческого существования, такие как страдание, бессмысленность, смерть и нигилизм. Она часто ставит под сомнение традиционные ценности и моральные нормы, рассматривая тёмные стороны человеческой природы и общества. Такая философия не обязательно проповедует зло, но стремится к беспристрастному, честному анализу реальности, даже если кажется мрачной или пугающей.

Темная экология

философское направление, которое переосмысливает отношения человека с природой. Она предлагает отказаться от идеи контроля над природой и признать, что мы являемся частью сложной, взаимосвязанной и часто непостижимой системы. "Темная экология" призывает к смирению перед неопределенностью и к пониманию того, что наши действия имеют непредсказуемые последствия.

Теория акторно-сетевого подхода

(Actor-Network Theory, ANT) - это социологическая теория, разработанная французскими учеными Бруно Латуром и Мишелем Каллоном в 1980-х годах. Она предлагает уникальный взгляд на социальные процессы, где акцент делается не только на людях, но и на объектах, технологиях и других нечеловеческих элементах, которые участвуют в социальных сетях и взаимодействуют друг с другом.
подробнее
В рамках ANT актантами могут быть:
  • Люди (например, ученые).
  • Технологии (например, компьютеры).
  • Природные явления (например, климатические изменения).

Ключевые моменты ANT:
  • Нет иерархии: ANT отрицает существование предопределенных социальных структур или иерархий. Все акторы в сети, будь то человек или объект, рассматриваются как равнозначные и способные влиять на происходящие события.
  • Акторность: Акторность не ограничивается только людьми. Нечеловеческие акторы также обладают способностью действовать и оказывать влияние в сети. Например, компьютерная программа может "действовать", определяя определенные процессы.
  • Сети и связи: Фокус делается на изучении связей и отношений между различными акторами. Именно эти связи формируют социальные и материальные реальности.
  • Перевод: Центральным понятием является "перевод" (translation), описывающий процессы, посредством которых одни акторы влияют на другие, интерпретируют их интересы и выстраивают коалиции. Это не просто передача информации, а активное формирование связей и определение ролей.
  • Агностицизм: Исследователи, использующие ANT, стараются избегать предвзятых представлений о том, что является "социальным", "техническим" или "природным", и вместо этого следуют за акторами и их взаимодействиями.
То есть, ANT предлагает рассматривать мир как динамичную, постоянно перестраивающуюся сеть, где люди и нечеловеческие акторы совместно формируют реальность через свои взаимосвязи и процессы перевода.

Примеры применения ANT:
  • используется для изучения влияния технологий на социальные процессы и наоборот.
  • для анализа научных исследований и технологических инноваций.
  • помогает изучать взаимодействие человека и природы, рассматривая природные явления как акторы, которые влияют на социальные процессы.
  • в маркетинге ANT может использоваться для анализа взаимодействия потребителей с продуктами, и влияния брендов на их поведение.

Трэш-арт

это направление современного искусства, в котором художники используют мусор, отходы и выброшенные предметы как основной материал. Трэш-арт превращает ненужное в источник смысла, говорит о перепроизводстве, экологии, потреблении и следе, который человек оставляет после себя. Каждая работа является метафорой новой жизни вещей и критика общества, где мусор стал нормой.

Урбанистика

это междисциплинарная область знаний, изучающая структуру, развитие и функционирование городов. Она сочетает в себе элементы архитектуры, социологии, экономики, транспорта, экологии и дизайна городской среды.
подробнее
Урбанистика изучает:
  • планировку улиц и транспортных сетей;
  • распределение жилых, коммерческих и общественных зон;
  • влияние городской среды на жизнь людей;
  • вопросы экологии, устойчивого развития и благоустройства.
Урбанистика и градостроительная политика:
  • Градостроительная политика - это набор стратегий, правил и норм, которые определяют, как город будет развиваться.
  • Урбанистика даёт научное и практическое основание для этих решений: где строить дома, парки и дороги, как организовать транспорт, какие зоны сохранить под общественные пространства.
  • Проще говоря, урбанистика изучает город в теории и на практике, а градостроительная политика реализует эти идеи через законы, проекты и планы.
Граффити и урбанистика
  • Город как полотно - стрит-арт превращает фасады и улицы в визуальные ориентиры и делает среду эмоционально насыщенной.
  • Социальная функция - отражает мнение и культуру жителей, помогает урбанистам понять, какие места важны для сообщества.
  • Эстетика и идентичность — формирует уникальный облик районов, улучшает восприятие города и взаимодействие людей с пространством.

Фандрайзинг

поиск и привлечение средств из различных источников для финансирования проектов, организаций или мероприятий, которые не могут самостоятельно обеспечить себя. Это может быть сбор пожертвований, грантов, спонсорской помощи или других форм поддержки.

Фиторемедиация

экологическая технология, основанная на использовании растений для очистки почвы, воды и воздуха от загрязнителей. Сюда входят: удаление токсинов из почвы, абсорбция тяжёлых металлов, снижение содержания органических и неорганических загрязнителей.

Флоп или троу-ап

(англ. flop и throw-up) - быстрый простой рисунок баллончиком, без заливки или с минимумом цветов. Часто сделан в стиле “bubble letters” и отражает название команды или райтера. Название флоп больше распространено в постсоветских странах.

Фреска

техника настенной живописи по сырой штукатурке (от итальянского fresco - свежий). Пигмент впитывается в известковый слой и становится частью стены, поэтому фрески долговечны. С античности до эпохи Возрождения фрески были важным видом монументального искусства - от росписей римских вилл до шедевров Микеланджело в Сикстинской капелле.

Целевая аудитория

определенная группа людей, чьи интересы, ценности и эстетические предпочтения наиболее тесно совпадают с художественным видением и стилем работ автора. Это не просто широкая масса зрителей, а скорее те коллекционеры, галеристы, кураторы или обычные ценители искусства, которые с наибольшей вероятностью будут заинтересованы в конкретном художественном предложении. Понимание своей целевой аудитории позволяет креатору более эффективно выстраивать коммуникацию, выбирать подходящие площадки для выставок и успешно развивать свою карьеру, создавая прочные связи между своим творчеством и теми, кто его по-настоящему оценит.

Хоррор

фрагмент художественной литературы в прозе переменной длины, которая шокирует или даже пугает читателя, или, возможно, вызывает чувство отвращения или антипатии (с) Дж.А. Куддон. Хоррор в визуальном искусстве стремится вызвать у зрителя чувство страха, тревоги, ужаса или омерзения с помощью таких художественных средств, как зловещие образы, мрачные цвета, шокирующие сюжеты и пугающие детали.

Хтонь

(др.греч. - земля/почва) понятие из древнегреческой мифологии, обозначающее подземный мир и его обитателей. Хтонические божества и существа связаны с землёй, плодородием, смертью и подземным миром. Они часто противопоставляются олимпийским богам, представляющим небесные силы. В более широком смысле, хтонь может обозначать тёмные, первобытные силы природы или подсознания.

Эвристика

это метод мышления или приём, помогающий находить решения, делать выводы быстро и эффективно, без полного анализа всех возможных вариантов. Часто применяется при решении сложных задач или в условиях неопределённости. В креативной работе эвристики помогают обходить логические барьеры, быстрее находить оригинальные идеи и выходить за рамки привычного мышления.
методы
  • Метод «Правило большого пальца» (rule of thumb) - простое эмпирическое правило, помогающее принимать решения без анализа. В творчестве - снижает внутреннюю критику, помогает “начать делать”, не застревая в перфекционизме. Например, “если идея кажется забавной - пробуй её!”

  • Эвристика доступности (availability heuristic) - оценка вероятности на основе легко вспоминаемых примеров. В арт-работе может подсказать вдохновение: что сейчас на слуху или в памяти, можно превратить в новую интерпретацию или творческий поворот. Например, обыграть популярный тренд по-своему.

  • Эвристика репрезентативности (representativeness heuristic) - это оценка по похожести на типичный образ. В креативе это помогает создавать яркие персонажи или метафоры, опираясь на узнаваемые архетипы. Также можно нарушать ожидания, создавая интересные повороты.

  • Метод проб и ошибок - поиск решений через действия и исправление ошибок. В творческой работе - способ эксперимента, где ошибки - часть процесса. Чем больше проб, тем выше шанс найти оригинальное и неожиданное решение.

  • Метод интуиции - решения принимаются без логики - быстро, на чувственном уровне. В креативных процессах интуиция - ключ к глубинным ассоциациям, спонтанным инсайтам и сильным эмоциональным идеям, которые не поддаются анализу.

Эко-арт (экологическое искусство)

искусство, направленное на защиту природы и привлечение внимания к экологическим проблемам. Может принимать любые формы, например лэнд-арт, инсталляции из переработанных материалов или перфомансы на тему климата. Целью авторы ставят не только эстетику, но и призыв к заботе об окружающей среде.

Экспертиза

Комплексный процесс подтверждения подлинности произведения искусства с использованием научных методов (анализ пигментов, материалов, датировка), искусствоведческого анализа, а также изучения провенанса. Экспертизу проводят квалифицированные специалисты, искусствоведы, реставраторы.

Экосистема

совокупность живых организмов и их среды обитания, взаимодействующих между собой. Все компоненты экосистемы связаны, например, растения синтезируют органическое вещество, животные его потребляют, а грибы и бактерии разлагают остатки до неорганических соединений. Нарушения в любом звене этой цепи могут привести к утрате устойчивости системы. Экосистема, понятие, введённое английским учёным А. Тэнсли (Британия), не привязано к чёткой территории, может быть любого масштаба, и используется как в экологии, биологии, в глобальных анализах взаимодействий, так и в глобальном или концептуальном контексте.

Электронная музыка

широкий жанр, охватывающий практически любую музыку, созданную с помощью электронных инструментов и технологий. Она может включать в себя различные стили, от танцевальной музыки до экспериментальных звуковых ландшафтов, и часто характеризуется использованием повторяющихся ритмов, синтезированных звуков и цифровой обработкой аудио.

Эндемические виды

это виды организмов, которые естественным образом встречаются только в одном ограниченном географическом районе и нигде больше в природе.

Энвайронмент

(environment) в искусстве - создание иммерсивного, трехмерного пространства, в которое зритель может погрузиться. Это может включать в себя различные медиа: скульптуру, звук, свет, видео, чтобы создать целостный опыт. Энвайронменты часто стремятся размыть границы между искусством и реальностью, вовлекая зрителя в активное взаимодействие с произведением.

Эусоциальность

это высшая форма социальной организации в животном мире, при которой:
  • имеются репродуктивные и нерепродуктивные касты (например, королева и рабочие у пчёл),
  • происходит кооперативный уход за потомством,
  • поколения особей сосуществуют и сотрудничают в одном гнезде.